Николай Суслов (nikolay_suslov) wrote,
Николай Суслов
nikolay_suslov

Categories:

350. Портрет дня

Уральский Север,
Манящий красотой холодной,
Хорош, как мир без злобы...

(вечернее сосьвинское хокку)

Продолжая рассказ о Сосьвинской бригаде, мне вспоминается "наш первый день".
И первая встреча с замечательным офицером, заместителем начальника политотдела
подполковником Ларченковым Владимиром Никифоровичем. На фото он уже полковник
в отставке... А тогда, в августе 1975 года до бороды и отставки было ещё 20 лет!




К сожалению, фотографии 1975 года в моём архиве отсутствуют - их просто нет в природе!
Тогда мы ещё не думали о мемуарах и не документировали начало своей карьеры на Урале...
Воспоминания есть. Обратимся к ним...


Тост «За Сосьвинскую Академию»
(15 августа 1975 года, п. Сосьва, штаб 39 КБр)

Отрывок из книги Н.Суслова "Непроизнесённые тосты"

Самое гиблое место на Земле – Бермудский треугольник. Это знает каждый школьник. Но не каждый офицер знает, что во внутренних войсках долгое время существовал свой подобный треугольник. Находился он на Урале, в Свердловской конвойной дивизии. А образовывали эту заколдованную геометрическую фигуру три конвойные бригады – Ивдельская, Сосьвинская и Тавдинская.
В августе 1975 года из выпускников Высшего политического училища МВД СССР в уральских "бермудах" оказалось восемь человек. В Ивдель уехали Саша Бельдейко и Володя Турков, в Тавду – Лёша Костриков и Володя Шепеленко. А в Сосьву направили сразу четверых – Султана Бокаева, Александра Гальцева-Щербакова, Алихана Мусаева и Николая Суслова, вашего покорного слугу. "Сосьва" для войск – не пустой звук, это легенда. Она достойна того, чтобы о ней мы рассказали подробно.
15 августа, в воскресенье (по приказу командира дивизии полковника Алексы Н.Т. нас отправили по частям в субботу, чтобы не болтались без дела в столице Среднего Урала) рано-рано поутру, примерно в 04.50, пассажирский поезд Свердловск – Серов доставил группу молодых офицеров на заветную станцию под названием "Сосьва Новая". Жёны украдкой всплакнули, забираясь в кузов крытого дырявым тентом ГАЗ-66. И до самой гостиницы, ритмично подпрыгивая на ухабах и размазывая грязь и слёзы по припудренным щекам, настойчиво пытались белыми платочками отчистить от липкой, противной глины лакированные туфли. Наблюдать за этим процессом было и досадно, и обидно. Совсем по-другому представляли мы в мечтах свой приезд в войска.
А в 10.00. возле одноэтажного, уныло-серого, деревянного, с покосившейся крышей здания штаба войсковой части 6606 нас встречал заместитель начальника политотдела бригады Владимир Никифорович Ларченков – крепкий, подтянутый, седоватый подполковник с солидным набором орденских планок на кителе. Первая муаровая ленточка свидетельствовала, что перед нами боевой офицер – кавалер ордена Красной Звезды.
Инструктаж молодых политработников он проводил лично в тесном от столов кабинете политотдела (ни методических кабинетов, ни конференц-залов тогда еще не было и в помине, а новый двухэтажный штаб был только в проекте). Представился. Сообщил, что начальник политотдела полковник Альбов Валентин Львович находится в командировке и только по этой причине не может с нами встретиться, а не потому, что сегодня "выходной". Выслушал доклад каждого из прибывших. Потом стал обстоятельно "вводить в курс дела".
Его рассказ состоял из двух частей: исторической и практической. Я могу воспроизвести его почти полностью потому, что вел по курсантской привычке конспект, и записная книжка (на мое счастье) каким-то чудом сохранилась!

Занятие первое, историческое

"Начнём с самого слова "Сосьва".
Во-первых, так называется река, приток Тавды, впадающей в Тобол, который в свою очередь несёт мутные воды в Иртыш, а уж он-то доходит до самой Оби. Во как! Но сельдь и хариус в этих реках не водится. Знаменитая в узких кругах "сосьвинская селедка" (может быть, кто-то уже слышал про такую), как и царская рыбка хариус, обитают в более северных, чистых горных реках, одна из которых называется Северная Сосьва. Это примерно километров 300-400 севернее... Ну, это так, для расширения кругозора и, чтобы сразу сориентировать новичков на местности.
Во-вторых, так называется поселок, расположенный на высоком левом берегу одноимённой реки в Серовском районе Свердловской области. В настоящее время, в период развитого социализма, в этом населенном пункте проживает до 16 тысяч человек советских граждан, не считая крупного рогатого скота и спецконтингента. До ближайшего города – 100 км, можно добраться на рейсовом автобусе, утром уехали – вечером вернулись. Город носит имя легендарного летчика, уроженца этих мест Серова Анатолия Константиновича (не путайте с великим русским художником Валентином Александровичем Серовым), а до 1939 года назывался "Надеждинск".
В-третьих, "Сосьвой" в просторечии называют между собой офицеры управленческих аппаратов вплоть до Главка всю 39 конвойную бригаду вместе с 9 батальонами и 28 ротами, растянувшимися своими гарнизонами на 360 километров по берегам рек Сосьва, Лозьва и Тавда.
Теперь о реальных достижениях этой, во многом экспериментальной бригады.
1. В одном из подразделений Сосьвинской бригады зимой 1956 года молодой офицер, Платонов Анатолий Трофимович, впервые в войсках разработал и внедрил новую систему охраны ЛЗУ при наличии снежного покрова. Он заменил мёрзнущих на вышках бойцов, парными часовыми-лыжниками, двигающимися по периметру участка по двум параллельным лыжням на удалении прямой видимости.
Эта система охраны ЛЗУ действует успешно до сих пор. Платонов за удачный эксперимент награждён орденом Красной Звезды. Сегодня он уже подполковник и служит в бригаде на должности командира 1 батальона. У вас будет ещё возможность познакомиться с "живой легендой" войск лично – он на пенсию не собирается.
2. В июле 1964 года была проведена широко известная "Сосьвинская операция" по поиску, преследованию и уничтожению группы вооруженных бандитов, совершивших дерзкий побег из мест заключения. В ходе этой операции впервые в войсках применялась авиация – звено вертолетов, которое помогало отслеживать вероятные пути движения бежавших рецидивистов.
К сожалению, при задержании преступников погибли лейтенант Гилимьянов и старшина сверхсрочной службы Бармин. Попали в засаду... Их имена навечно занесены в списки бригады. А чучело восточно-европейской овчарки по кличке "Урал", которую дрессировал старшина Бармин, экспонируется в Центральном музее внутренних войск в Москве, легендарная собака тоже погибла от бандитской пули. Она брала след суточной давности, понимала своего хозяина, как говорится, с полуслова, с полужеста. Рассказывают, что "Урал" даже в магазин за хлебом мог "сбегать". На его счету более сотни задержаний опасных преступников... С подобными качествами служебная собака по кличке "Ингус" была только у знаменитого пограничника Героя Советского Союза Никиты Карацупы...
3. Ну, и последнее важное достижение со знаком "минус". Сосьвинская бригада инспектировалась осенью 1973 года Главком. Возглавлял группу инспекторов лично Начальник войск генерал-лейтенант Яковлев И.К. По итогам инспекторской проверки, впервые в истории войск, бригада и Свердловская дивизия в целом получили неудовлетворительные оценки. Командование сняли. На исправление недостатков дали два года. Вам повезло: через месяц испытательный срок истекает. Ждём "в гости" Начальника ВВ МВД СССР"...

Так закончил первую часть своего инструктажа подполковник Ларченков и объявил перекур. В коридоре штаба никого не было, только дежурный сидел за старым, обшарпанным столом у входной двери. На углу стола сиротливо занимал "выжидательную позицию" потертый телефонный аппарат ТАИ-43 (как на фронте, в блиндаже)...
За спиной дежурного красовалось чёрно-белое предупреждение: "НЕ курить! НЕ сорить!", написанное тушью на половине ватманского листа и прибитое гвоздями прямо к стене. Воскресный солнечный день тусклым светом пробивался через узкое, давно немытое окно.
Мы вышли на скрипучие ступеньки штабного крыльца. Курильщики обступили уже "дымившего" подполковника. Задавали разные вопросы, в основном бытовые. Но один вопрос был личного характера:
– А за что Вы орден получили, товарищ подполковник, если не секрет?
– За участие в венгерских событиях 1956 года.
– А разве внутренние войска там применялись? В училище нам об этом не говорили...
– В училищах много чего не договаривают. А в Будапешт одним из первых вошел Львовский оперативный полк ВВ МВД СССР. Я был тогда таким же молодым, необстрелянным лейтенантом, как и вы сегодня. Только выпустился из Львовского высшего военно-политического училища. Оно в те годы было единственным "высшим" в Вооруженных Силах (как ваше ВПУ – единственное "высшее" во внутренних войсках сейчас)... Но об этом как-нибудь в следующий раз. Это совсем другая история.


Занятие второе, практическое

"Далее мы рассмотрим основные понятия из конвойной жизни, которые еще не скоро будут изучаться в стенах военных училищ, но уже сегодня знакомство с ними поможет вам избежать элементарных ошибок на первых порах освоения должности.
- "Зелёный прокурор" – повышенная побеговая активность осужденных,вызванная приходом весны.
Для вас это будет очень актуально. За прошлый год с объектов, охраняемых подразделениями бригады, совершено 102 побега. Причем на весенне-летний период приходится почти 80 процентов подобных преступлений. Формировать высокую профессиональную бдительность у личного состава придется именно вам. Изучайте ухищрения осуждённых каждый день...
- "Лесобиржа" или "Нижний склад" – основные объекты, на которых не только складируется лес, но и производится его первичная переработка.
Батальон может охранять 2-3 таких объекта. Периметр лесобиржи может доходить до 10-12 километров. Например, лесобиржа "Крюк" в Гарях зимой имеет периметр 8 километров, а летом –12. Но главное: на нижних складах и лесобиржах работают круглые сутки, в три смены 200-300 осужденных, а в это время заезжают и выезжают не только автомобили, но и тепловозы, которые ставят под загрузку железнодорожные вагоны. Такие объекты очень трудно охранять. Представляете, сколько различных факторов нужно учитывать при организации боевой службы.
- "ЛЗУ" – лесозаготовительный участок, объект, который может находиться за 20-30 км от подразделения, глубоко в тайге. Конвоирование осужденных на работу и охрана самого объекта доверяется самым подготовленным и добросовестным солдатам. Начальником караула должен заступать офицер или прапорщик.
- "УЖД" – узкоколейная железная дорога.
Часто её называют "ужасной железной дорогой". Это основная достостопримечательность всех таёжных поселков. По ней возят лес, привозят продукты, ездят на охоту и рыбалку, за грибами и ягодами, доставляют больных и рожениц в медпункт, детей – в школу. Все прелести и ужасы этих дорог вы еще испытаете на практике, замены им пока нет. На месте узнаете, что такое "классный", "пионерка", "дрезина", "карман", "крыло снегочиста" и другие специфические дорожные термины. Сосьвинская узкоколейка, точнее: Соловьёвское отделение Свердловской УЖД – самая протяженная дорога в области.
- "Забуриться" – на конвойном жаргоне: сойти с рельсов на "ужд".
Не раз и не два услышите в диспетчерской типичную фразу: "Забурился состав на Линтовке (на Кашае), вызывай дежурный мотовоз с бригадой бесконвойников (поселенцев)".
- "Лежнёвка" – деревянное приспособление, заменяющее дорогу в болотистой местности.
Самые "близкие родственники" лежнёвок – деревянные мостовые в Древнем Новгороде. С тех давних времён они не претерпели изменений! В какой бы батальон вы ни попали, обязательно увидите это древнейшее изобретение человека. Ездить на автомобиле по ней опасно, а после дождя или в гололёд – смертельно опасно! Водители, которым предстоит перевозить грузы или людей по лежнёвке, должны проходить обязательную спецподготовку.
- "Уралспецлес"– так сокращенно называется местное Управление лесных исправительно-трудовых учреждений, штаб которого находится в Сосьве.
Объединяет оно в себе 36 ИТК (в основном "строгого" и "особого" режимов) и около десятка колоний-поселений. Само слово вы ни в каких толковых словарях русского языка не найдёте, даже у Даля оно не встречается, а на другие языки – не переводится. Как говорит наш шеф, полковник Альбов, такие слова нужно рекомендовать лингвистам для защиты кандидатских диссертаций"...
Владимир Никифорович приводил очень много ярких, интересных примеров из повседневной жизни бригады. Чувствовалось, что он душой болел за дело, которому служил. И искренне хотел нам помочь быстрее преодолеть трудный путь "от теории к практике". Но случаи из жизни всегда трудно конспектировать, они имеют много вариантов и интерпретаций, оттенков и скрытых смыслов. И большинство приведенных тогда примеров нас не взволновали и поэтому, наверное, не запомнились. Молодых офицеров, заброшенных судьбою в уральскую глубинку, волновал "главный вопрос", и в конце занятия кто-то его задал:
– Как тут насчет перспектив роста по службе?
Заместитель начальника политотдела нас успокоил, сказав, что каждый год открываются вакансии политработников, так как "в лесу" офицер имеет две льготы: надбавку к должностному окладу в размере 10 процентов ("за дикость"), а через 10 лет службы получает право перевода на Большую Землю. Есть люди, которые этим правом пользуются, среди них бывают пропагандисты ("капитанская" должность) и замполиты батальонов ("майорская" должность).
– А как же положение о направлении на учебу в Академию через 5 лет офицерской службы?
– Ну, что касается Военно-политической академии имени Ленина, я не знаю, и обещать не могу, – с улыбкой ответил Ларченков, – а вот "Сосьвинскую академию" за 5 лет вы закончите, я вам это гарантирую! Немного помолчал и добавил:
– На сегодня занятие в "академии" закончено. Идите в поселок и ищите себе жильё. В бригаде офицерского общежития, к сожалению, нет.


Необходимое пояснение
К концу 1980 года (спустя 5 лет, как обещал Ларченков В.Н.) успешно закончить "Сосьвинскую академию" удалось только старшему лейтенанту Николаю Суслову. 3 октября я убыл из бригады в Свердловск на должность старшего инструктора политотдела дивизии.
Старший лейтенант Гальцев-Щербаков с должности замполита 4 роты был снят и переведен в 1 роту командиром взвода ИТСО, а с этой должности впоследствии уволен за пьянство.
Султанбек Мухтарович Бокаев в 1977 году перевелся в Управление внутренних войск по Средней Азии и Казахстану и служил в Ашхабаде, а затем в Алма-Ате на высоких должностях в штабе Национальной Гвардии Республики Казахстан.
Алихан Гамидович Мусаев в начале 1978 года был назначен курсовым офицером в Высшее политическое училище МВД СССР, закончил заочно Высшую партийную школу, долгое время работал преподавателем истории в родном училище, защитил кандидатскую диссертацию, стал профессором.
Таким образом, даже вчетвером поднять тост за окончание "Сосьвинской академии" нам так и не удалось.
P.S.
Четырнадцать лет спустя, в 1994 году, "Сосьвинскую академию" закончил еще один наш товарищ – выходец из той самой знаменитой когорты выпускников ВПУ МВД СССР 1975 года: Владимир Владимирович Шепеленко.
В Сосьве, этот скромный и трудолюбивый офицер, прошел боевой путь от замкомбата (р.п. Гари) до заместителя командира бригады по работе с личным составом. Завершил службу в должности старшего офицера Управления кадров ГК ВВ МВД России. Полковник запаса, ветеран боевых действий на Кавказе, кавалер ордена «За военные заслуги» сейчас живет с семьёй в Москве. Воспитывает двух дочерей, которые родились в поселке Сосьва, Серовского района, Свердловской области.
До этого, с 1988 по 1991 год, в должности начальника политического отдела бригады попытался закончить "Сосьвинскую академию" наш боевой товарищ, уже как выпускник не только ВПУ, но и ВПА им. Ленина (1986) Юрий Владимирович Денисенков. Не "доучился" полтора года, но успел получить очередное звание и Орден "За службу Родине в Вооруженных силах". В Сосьве, за всю её более чем 50-летнюю историю, ни один политработник такой государственной награды не удостаивался! Сейчас, генерал-майор Денисенков Ю.В. живет в Екатеринбурге и с удовольствием вспоминает те славные годы, проведенные в легендарной конвойной бригаде...

Что касается Владимира Никифоровича Ларченкова, то он закончил службу старшим инструктором
политотдела войск Урала. Долгое время возглавлял Филиал музея ВВ МВД России в Свердловске.
Его сын Владимир пошёл по стопам отца, окончил Львовское военно-политическое училище и ВПА имени Ленина. На пенсию уволился с должности начальника Факультета журналистики Военного университета, кандидат наук, профессор. Живёт в Москве.

К сожалению в 2012 году Владимира Никифоровича Ларченкова не стало. Легендарному офицеру
было всего 82 года. Мы помним нашего наставника и гордимся, что посчастливилось служить вместе с ним!
Светлая память о боевом офицере - ветеране Сосьвинской бригады навсегда сохранится в наших сердцах!
Tags: 39 кбр, Владимир Ларченков, однокашники, портрет дня, чтобы помнили
Subscribe

Posts from This Journal “39 кбр” Tag

  • Мемуары. Анекдоты от Шепеленко

    Редко, друзья, нам встречаться приходится, Но, уж когда мы втроём, – Вспомним о Сосьве и выпьем «За Родину», – Выпьем и…

  • Мемуары. Три солдатские байки

    В войсках, как на войне - Табак, патроны и байки В большой цене! (солдатское хокку) Продолжают нашу публикацию воспоминаний три весёлых…

  • 64. Портрет дня

    Любовь офицера - высокая плата Служебного долга и трудных дорог! Достоинства мера - на вкус горьковата, Заводит надолго нас в гавань тревог...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments