Николай Суслов (nikolay_suslov) wrote,
Николай Суслов
nikolay_suslov

Categories:

"Телевизор" Древнего Рима

Роль современного телевизора в Древнем Риме
выполняли зрелища: бои гладиаторов, навмахии
и представления с участием актёров-смертников!
Последний вид развлечений был в особом почёте...


Посмотрим "древний римский телевизор" вместе, друзья...


Орфей на древнеримской мозаике / Roman mosaic depicting Orpheus, wearing a Phrygian cap and surrounded by the beasts charmed by the music of his lyre. via

Гибель Орфея

Приговоренный к смерти выходил на арену амфитеатра в одеждах Орфея. Скалы и деревья кружились вокруг него, птицы порхали над его головой... Пока, наконец, прыгнувший из люка медведь или лев не разрывал несчастного на части на глазах многотысячной толпы римлян, собравшейся в амфитеатре!



Пантеры пожирают преступника, римская напольная мозаика, III в. н.э. Археологический музей Туниса / Museum of Sousse. Mosaics detail

Подвиги Геракла


Второй подвиг Геракла - борьба с Лернейской гидрой на этрусской гидрии. Около 525 г. до н.э. / Caeretan Hydria. Artist/Maker: Attributed to Eagle Painter (Greek (Caeretan), active 530 - 500 B.C.). Culture: Greek (Caeretan). Place: Caere (?), Etruria (Place created). Date: about 525 B.C. Medium: Terracotta. Dimensions: 44.6 x 33.4 cm. Getty Museum. Source

Другого преступника могли наряжать Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре.

В Римской империи казнь осуществлялась через сжигание, колесование, утопление для отцеубийц, повешение, бичевание до смерти, передачу в цирк для участие в борьбе гладиаторов. Самый частый вид казни – обезглавливание. Топором казнили во времена Республики, в имперский период орудием исполнения служил меч.
Казнь через распятие в республиканском Риме применяли только для рабов, в Империи и для свободных тоже – как позорный вид лишения жизни. Император Константин ввел запрет на распятие. Сбрасывание в пропасть также служило наказанием за преступления, совершенные рабами.

Для высокопоставленных лиц империи существовали привилегии
Представителей знати могли казнить через тайное удушение или самоубийство под присмотром (в присутствии представителей власти).
Стандартным местом приведения смертного приговора в исполнение в период Республики было Марсово поле, в период Римской империи – Эсквилин, если иное не требовалось по сценарию. В имперском Риме казни часто совершались в амфитеатре, при этом они мифологизировались и театрализировались.


Сожжение в Пергаме в Быке Фаларида. Священномученик Антипа Пергамский. Фреска монастыря Русану / Rousanu. Saint Antipas being roasted alive in a Brazen bull at Pergamon. via

Двенадцать таблиц и костёр

В Древнем Риме по Законам 12 таблиц (451-450 г.г. до н.э.) поджигатели сжигались на костре, позднее на костре стали сжигать перебежчиков.

Другие типы преступников, конечно, тоже попадали в огонь: Светоний сообщает, что «Сочинителя ателлан [народных комедий] за стишок с двусмысленной шуткой он [император Калигула] сжег на костре посреди амфитеатра».

По свидетельству Иосифа Флавия, костер, разложенный в помещении театра по почину беснующейся толпы, стал местом расправы над сирийскими иудеями в городе Антиохия.

Рабов римляне живьем сжигали в печи или в просмоленной одежде. Такая одежда называлась tunica molesta «тяжелая, тягостная туника», применялась она и при театрализованной казни сожжением.

Спектакли с актёрами-смертниками


Римская мозаика. I в. н.э. / Beast fighters and criminals being executed, the Zliten leopard, mosaic

На потеху пресыщенной публике в римских цирках разыгрывались представления, воспроизводившие страшные мифологические сюжеты. Например, наказанный Зевсом Иксион вертелся на огненном колесе, привязанный к нему руками и ногами. Разыгрывались исторические сюжеты со смертельными исходами.

Актерами в подобных спектаклях выступали приговоренные к казни лица. «Некоторые выходили в великолепном платье, из которого вдруг показывалось пламя и сжигало их…
Показывали Иксиона на колесе, Геракла, сжигающего себя на горе Этне, Муция Сцеволу, держащего руку на горящих угольях жаровни, разбойника Лавреола, распятого и растерзываемого зверями, Дедала, которого пожирал лев…».


Римская мозаика / Bear devouring a criminal. Roman mosaic

Бои гладиаторов

Военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов.
Созерцанием гладиаторских боев в равной степени упивались и римские утонченные сановники, и простонародье. Впечатления простолюдинов от них ярко обрисованы Петронием.

Отрывок из "Сатирикона":

— Пожалуйста, — сказал Эхион-лоскутник, — выражайся приличнее. «Раз — так, раз — этак», как сказал мужик, потеряв пегую свинью. Чего нет сегодня, то будет завтра: в том вся жизнь проходит. Ничего лучше нашей родины нельзя было бы найти, если бы жители здесь были людьми. Но не она одна страдает в нынешнее время. Нечего привередничать: все под одним небом живем. Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жареные разгуливают. Вот, например, будут нас угощать на праздники три дня подряд превосходными гладиаторскими играми; выступит труппа не какого-нибудь ланисты , а несколько настоящих вольноотпущенников.


Гладиаторы и бестиарии на арене цирка. «Злитенская мозаика», I в. н.э. / Bestiarii. Mosaic showing Roman entertainments from the 1st century. Jamahiriya Museum, Tripoli, Libya. From Dar Buc Ammera villa (Zliten). Before 80 AD. via

И Тит наш — широкая душа и горячая голова; так или этак, а ублажить сумеет, уж я знаю; я у него свой человек. Он ничего не делает вполсилы. Оружие будет дано первостатейное, удирать — ни-ни; сражайся посередке, чтобы всему амфитеатру видно было. Благо средств-то у него хватит: тридцать миллионов сестерциев ему досталось, как бедняга отец его помер. Если он и четыреста тысяч выбросит, мошна его даже и не почувствует, а он увековечит свое имя. У него есть несколько парней и женщина-эсседария и Гликонов казначей, которого накрыли, когда он забавлялся со своей госпожой. Увидишь, как народ разделится: одни будут за ревнивца, другие за любезника. И Гликон-то хорош! Самому грош цена, а казначея отдает зверям. Что называется, самого себя выставил на посмешище. Разве раб виноват? Делает, что ему велят. Уж лучше бы эту ночную посудину бык посадил на рога. Но так всегда: кто не может по ослу, тот бьет по седлу. И как мог Гликон вообразить, что из Гермогенова отродья выйдет что-нибудь путное? Тот мог бы коршуну на лету когти подстричь. От змеи не родится канат. Гликон, один Гликон внакладе: на всю жизнь пятно на нем останется, и разве что смерть его смоет! Но всякий сам себе грешен...


Священномученик Сильван, Лука диакон Эмесский (Емисский) и Мокий чтец. Менологий Василия II, 985 год. Константинополь. Ватиканская библиотека. Рим / Martyrs Silvanus the Bishop of Emesa, Luke the deacon, and Mocius (Mucius) the reader (Menologion of Basil II). Date 985. via


Св. Игнатий Богоносец, раздираемый львами, Менологий Василия II, 985 год / Ignatius of Antioch. via

Цирки, крепости и навмахии

Бои гладиаторов и звериные травли были разнообразно театрализованы. Самая утонченная сценическая техника приходила на помощь устроителям смертельных забав. Из люков арены вырастали фантастические рощи, в которых бродили тигры и львы. Воздвигались крепости, на стенах которых сражались гладиаторы.
Арена цирка могла наполняться водой. В образовавшемся бассейне устраивались навмахии, примерные морские сражения. Для той же цели в окрестностях Рима были вырыты гигантские пруды, позволявшие сводить вместе целые флоты и десятки тысяч вооруженных людей. В навмахию обычно вкладывался мифологический или исторический сюжет.

Наряду с гладиаторами, мучениками и осужденными, на арене амфитеатра выступали всевозможные фокусники и чародеи, труппы из сотен гимнастов и акробатов, эквилибристы и эквилибристки, дети-танцоры, ученые звери и птицы.


Herbert Schmalz (1856–1935). "Faithful Unto Death". 1888. via

Если попытаться определить общий стиль этих зрелищ, то это – грандиозная
фееричность и крайний натурализм! И это очень нравилось народу!


Оригинал взят у vepoqinfidal в Казнь как театральное зрелище в Древнем Риме


По нынешним меркам это - фильмы ужасов и боевики-триллеры!
И через 2000 лет они востребованы народом и не только в Риме!
О времена! О нравы! O tempora! O mores!

Tags: Древний Рим, Рим-2015, Цицерон, Ювенал, гладиаторы, хлеба и зрелищ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments