Николай Суслов (nikolay_suslov) wrote,
Николай Суслов
nikolay_suslov

Category:

Мемуары. Костариха и женская колония

А в душе сидит мой друг –
Старый, мудрый политрук.
Он ворчит: «Посей добро –
Внукам встретится оно!»
(Сергей Щербатюк, 2008)



Канавинский мост и вид на Костариху. Горький, фото конца 1960-х годов...

Заметки лейтенанта
(Из воспоминаний Юрия Савицкого)

Часть третья. Костарихинский батальон (1978-1980)

После Ярославля восемь месяцев я прослужил, даже скорее – постажировался, в Горьком, в учебной роте связи. И в январе 1978 года меня неожиданно вызвали на заседание политотдела дивизии. Без всяких «прелюдий» начальник политотдела полковник Шмаров объявил:
– Юрий Аркадьевич, мы решили назначить вас на должность замполита Костарихинского батальона головного полка. Как вы смотрите на это?
– Положительно! – Вырвалось у меня радостное слово.
– Тогда ждите приказа командира дивизии.
Сегодня мне известно, что из нашего выпуска – это было всего лишь третье назначение лейтенанта на должность замполита батальона. Первым был назначен Володя Турков сразу по выпуску из училища, в августе 1975 года на Верхне-Пелымский батальон Ивдельской конвойной бригады Свердловской дивизии. Вторым, 23 сентября 1977 года получил назначение на батальон уже в Соликамской бригаде Пермской конвойной дивизии Володя Осадчук. Замечу, все назначения оказались удачными!

1. Костариха

Костариха – посёлок и железнодорожная станция в Канавинском районе города Горького. Название посёлка происходит от слова «костарь» – мошенник, промышляющий нечестной игрой в кости – прозвища или характеристики первых поселенцев окраины города.
Этот батальон головного полка Горьковской дивизии не один год в просторечии называли «ссыльным». Все снятые с должностей командиры «отбывали» здесь наказание или проходили перевоспитание, а кое-кто – «дотягивал» последние годы перед пенсией.
Командир полка полковник Хуринов А.В. – опытный и очень грамотный офицер. Отличался строгостью и справедливой требовательностью к подчинённым. В сложных ситуациях никогда не терялся.
Во всей дивизии была хорошо известна история встречи в полку начальника внутренних войск генерал-полковника Ивана Кирилловича Яковлева. Командир полка сопровождал его при обходе территории части. Яковлев обратил внимание, что на стенде «Лучшие люди полка» пустует одно место и сделал замечание. Хуринов среагировал молниеносно: тут же дал задание начальнику клуба немедленно повесить недостающий портрет военнослужащего.
Тот искренне признался, что таких портретов нет. «Да хоть меня повесь на стенд, хоть себя?!» – В сердцах воскликнул командир полка.
Возвращался Иван Кириллович обратным путём и обратил внимание, как быстро повесили портрет «передовика». Им оказался ни кто иной, а сам командир полка. Улыбка слегка тронула лицо генерала! Ничего не сказал он Хуринову и пошёл дальше. Но от сопровождающих лиц улыбка Начальника войск не ускользнула...
Командир полка и его заместитель по политической части подполковник Евгений Иванович Колесников встретили меня настороженно, посчитали, что я 100-пудово «блатной» – молодой лейтенант на ссыльного был явно не похож!
Комбат майор Виктор Стецюк успел окончить академию имени Фрунзе. Порядочный, волевой командир. Он рано ушёл из жизни – рак. На его место назначили подполковника Евгения Быстрова, снятого с должности заместителя командира учебного полка из-за тяжёлого происшествия. На стрельбах, где он был руководителем, погиб солдат.
Начальник штаба подполковник Михаил Печенев – бывший командир Горьковского отдельного специального моторизованного батальона милиции. Ему нашли должность с «меньшим объёмом работы».
В батальоне было пять рот и отдельный взвод контролёров. Подразделения разбросаны на сотни километров от штаба батальона. Командир мне разрешал пользоваться батальонным автомобилем «УАЗ» для проверки службы в подразделениях.
Самая большая рота располагалась в городе Дзержинске – 140 человек. Огромное подсобное хозяйство: свинокомплекс на сотню голов, крольчатник, теплицы и парники в несколько соток. Из роты круглый год поставлялась зелень на столы в солдатские столовые всего головного полка. А караулы Костарихинского батальона имели дополнительное питание – сало с хлебом к горячим блюдам. В этой роте мне было не по себе, когда командир в звании майора строевым шагом шёл навстречу и докладывал о построении личного состава. Субординация, однако! Ко всему приходилось привыкать.
Борская рота осуществляла охрану ИТК и производственной зоны. В городе Бор был крупный завод. Там производили лобовые стёкла для автомобилей и зеркала. С руководством предприятия у офицеров роты сложились тесные, добрые, дружественные отношения. В роте были большие зеркала внутри казармы и в бытовой комнате, умывальнике, в караулах. У многих офицеров управления батальона, полка и дивизии на входных дверях квартир красовались зеркальные таблички с номером их жилья. Мелочь, конечно, но приятно!

2. Женская колония

Настоящая жемчужина батальона – Автозаводский отдельный взвод, охранявший женскую колонию. Больше 1000 осуждённых дамочек занимались швейным производством: шили нижнее бельё для солдат и тенты для бронетехники по заказу Минобороны и МВД. Все контролёры – женщины, для надзора внутри колонии. И мужчины – прапорщики, для охраны объекта снаружи.
Впервые пришлось проверять службу контролёров в женской колонии. Поразился, как много в швейном цеху женщин-осуждённых желают получить от меня ответы на волнующие вопросы. Но ещё больше я удивился, как быстро начальник войскового наряда прекратила «пресс-конференцию» и вывела меня из цеха. В коридоре тихо разъяснила:
– Какие там вопросы!? «Зечки» просто обнюхивали вас, товарищ лейтенант, соскучились по обыкновенному запаху мужчины! С воли мужики в «женской зоне» – большая редкость! Для них пообщаться с вами – праздник...
Приятно поразила Лысковская рота, прежде всего тёплым человеческим приёмом, лишённым всякого подобострастия или подхалимажа. Командир роты капитан Виктор Петрович Немысский был намного старше меня. Он хорошо знал своё дело, и умел хлебосольно принять дорогих гостей.
В этом коллективе я лично проверял боевую и политическую подготовку. Рота успешно сдала проверку. После подведения итогов, на берегу Волги специально для нового замполита батальона устроили рыбалку. Расположились большой компанией. Прапорщики сетью гнали рыбу: окуней, язей, щук и судаков. Но попалась и стерлядка.
Здесь я впервые с удовольствием попробовал чудесную настоящую волжскую уху. Супруга командира роты, Лариса, приготовила знаменитую «тройную уху», о которой я знал из рассказов Тургенева. Бульон варился на рыбьей чешуе и самой мелкой рыбёшки. Потом добавлялись головы крупной рыбы и в конце варки – куски стерляди. Меня поразило, что повариха смело и решительно добавила в уху целый стакан водки. «Не собираются ли они так споить меня?» – Промелькнула молнией мысль в моей трезвой голове. Оказалось, так на Волге отбивают от рыбы запах тины и ила! А ещё от водки рыба становится твёрдой и не разваливается, что даёт чистый и прозрачный бульон.
Славно отдохнули в тот день. Утром из холодильника уже подавали уху-желе, точнее – заливную рыбу! Такое замечательное «апохмельное» блюдо получается из стерляжьей ухи, если её подержать на холоде. Признаюсь честно, с той поры появилась у меня страсть к рыбалке. За последние 20 лет, когда открылись прекрасные возможности путешествовать по миру, я мог себе позволить рыбалку на Тихом океане, в Адриатическом и Чёрном, на Красном и Жёлтом морях… Но это увлекательная тема уже для другой книги.
В головном полку Горьковской дивизии «забыли» вовремя подготовить представление на очередное звание «старший лейтенант». И лишних три месяца я проходил «лейтенантом». Руководил штабом в полку в те годы майор Евгений Алексеевич Федотов. (Да, да, тот самый офицер, который станет генералом и начальником Высшего политического училища, но будет это в 1991 году). Его старший помощник по строевой части «запамятовал» о своевременном представлении документов. Только после выговора память «вернулась» к исполнителю. Но мне от этого было не легче…

Продолжение следует. Начало заметок здесь:
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1213902.html
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1214813.html


Есть, конечно, что вспомнить и улыбнуться!
Tags: ВПУ МВД СССР, Владимир Осадчук, однокашники, солдатские байки
Subscribe

Posts from This Journal “ВПУ МВД СССР” Tag

  • День внутренних войск - 27 марта

    И были мы похожи друг на друга - В одной тайге, в конвое, на ветру - Чёрствую солдатскую краюху хлеба Не раз ломали с солью по утру... (А. Прусак,…

  • Песни на войне

    Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! (Лебедев-Кумач) Почти фронтовые записки (Из…

  • Пример фронтовиков

    Окрыляет Боевое Знамя Тех, кто служит так, как мы служили. Если кто-то вслед идет за нами, Значит – след мы верный проложили. (Алексей Карев,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “ВПУ МВД СССР” Tag

  • День внутренних войск - 27 марта

    И были мы похожи друг на друга - В одной тайге, в конвое, на ветру - Чёрствую солдатскую краюху хлеба Не раз ломали с солью по утру... (А. Прусак,…

  • Песни на войне

    Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! (Лебедев-Кумач) Почти фронтовые записки (Из…

  • Пример фронтовиков

    Окрыляет Боевое Знамя Тех, кто служит так, как мы служили. Если кто-то вслед идет за нами, Значит – след мы верный проложили. (Алексей Карев,…