Николай Суслов (nikolay_suslov) wrote,
Николай Суслов
nikolay_suslov

Categories:

Мемуары. Дух тайги

Древняя таёжная деревня,
На воротах кружево резьбы.
Возле школы хороводят кедры,
Распушив зелёные чубы...
(Тимофей Белозеров)



Записки инопланетянина
(Продолжение из воспоминаний Владимира Осадчука)

5. Квас для "карателей"

Дозоры осмотрели деревню и дали сигнал: «Всё в порядке!» Мы двинулись вперед. Посмотрел на движение колонны со стороны. Солдаты в пыльных сапогах, с засученными рукавами, автоматы в положении «на грудь» без прикладов (АКМС, очень похожие на «шмайсеры»), с боку на ремнях болтаются каски, за спиной – вещевые мешки. Ну чем не «карательный отряд»!?
Остановил взвод у ворот. Чтобы не пугать местных жителей в деревню вошли впятером: я, сержант Якубив и три бойца временного розыскного поста (ВРП), который должен нести службу здесь.
Вся деревенька состояла из 4 домов, старого склада-амбара и пары развалившихся сараев. Лишь одна хата была жилая – в ней мы обнаружили одинокую старушку. Бабушка встретила нас радушно, хотя и настороженно. Я представился и попросил напоить бойцов. Хозяйка улыбнулась и «нырнула» в кладовку, сказав: «Щас, сынок, щас кваску принесу».
Уставшие подчинённые мои сразу ожили, я тоже расслабился и присел на лавку. Бабуля появилась с большим запотевшим кувшином и протянула его мне. Я от души приложился к сосуду и за один присест выпил не меньше пол-литра холодного приятного напитка. Из-за сильной жажды и не разобрал его вкуса. Отдал кувшин по кругу. И только со второй попытки понял, что это не квас, а хорошая, настоявшаяся брага! Получилось, что я только что организовал пьянку на боевой службе!? Хозяйку я, конечно, поблагодарил – оставил на столе баночку сгущёнки.
А сержанту сделал внушение, за то, что подставил меня перед бойцами. Сергей сильно удивился:
– А вы что, товарищ лейтенант, не знали что «квасом» местные называют овсяную бражку?
– Эх, сержант, ну откуда я мог это знать, если еще сутки не прошли, как я сошёл с поезда Пермь – Соликамск.
– А вы разве нигде раньше не служили? Вы так уверенно командовали, что мы подумали, что вас в роту розыска на повышение прислали! – С искренним недоумением проговорил Якубив.
Когда узнал, что я только выпустился из политучилища и на полтора года моложе его, Сергей взял надо мной шефство и стал постепенно вводить в курс всего происходящего в роте. Инцидент с квасом мы забыли раз и навсегда. ВРП, тем временем, получил приказ и заступил на службу. А нам предстояло двигаться дальше по старой заброшенной дороге, мимо покосившихся домов с не крашенными наличниками, со мхом между бревен. За спиной осталась и печальная старушка, рядом с которой не хватало только разбитого корыта.
Унылый пейзаж напомнил мне картинку из учебника истории. Но это была объективная реальность другой планеты, совсем отличной от той, где прошло моё детство. Мне повезло, я родился во Львове, жил в Берлине, Лейпциге, Москве. Учился в Ленинграде. Я вспомнил чистое, ухоженное село в Прикарпатье, где жил мой дедушка, и чуть не расплакался...
От грустных мыслей меня отвлёк нарастающий грохот, который издавал трактор «Белорус» с прицепом – он вынырнул из леса и пытался «проскочить» мимо нас по полевой дороге. Дозорные оказались очень проворными. Остановили транспорт, досмотрели и даже допросили водителя пока я подоспел с «главными силами».
Через пять минут бойцы сидели в прицепе, а я, как горошина в железной коробке, в кабине с трактористом. По счастливой случайности он возвращался из Яйвы в базовый поселок леспромхоза, где должна быть по плану и наша основная база. Оказалось, что по той дороге, по которой мы пытались «прорваться», уже лет 15 никто не ездит. Буквально в 3 километрах от нее давно прорубили новую. Эта информация, полученная от тракториста, убедила меня в том, что изучение района розыска офицерами штаба бригады сводилось к «пикнику на пригорке». Как тут не вспомнишь старую истину: «Подвиг одних есть халатность других».

6. Жизнь и Кино

Но все пошло веселей. Через час мы были уже в базовом поселке и, отпустив трактор, начали осматриваться. Поселок был небольшой, чисто рабочий. Дома относительно новые, но без приусадебных участков. На улице народу не было. Главную достопримечательность – новый клуб – мы нашли «по запаху», точнее «по голосу». Мы двигались в ту сторону, откуда звучала гармонь и весёлые частушки.
Перед клубом была деревянная танцплощадка, возвышавшаяся над землей на две ступеньки. Помните знаменитый фильм «Любовь и голуби»? Так вот картинка была один в один! На скамейке по периметру сидели женщины. Их возраст определить было затруднительно уж больно серо они выглядели. Ни одного яркого платья, ни одного цветастого платка на плечах. Но зато у каждой возле ног стоял бидончик или трёхлитровая банка с брагой. То и дело девчонки наливали себе стаканчик и залпом выпивали.
У входа на площадку на новом стуле мирно дремал единственный мужичок. На коленях у него была гармошка, а у ног, на полу стояла недопитая бутылка водки. Иногда оживление охватывало большую часть присутствующих дам и тогда слышались возгласы:
– Вася, ну давай, Вася!
Васю будили, наливали полстакана водки. Вася выпивал и, оторвав голову от гармошки, но не раскрывая глаз, выдавал новую мелодию! Женщины срывались с мест и пускались в пляс. Скабрезные частушки звучали под музыку вполне прилично. Затем «пружинка» у Васи ослабевала, музыка затихала, его голова падала на гармошку. Все садились на свои места и принимались грызть семечки, запивая бражкой. Потом всё повторялось с новой силой!
Мы долго смотрели на происходящее пока нашу вооружённую группу не заметила одна из участниц «шоу». Она сошла со сцены и подошла к нам. Без всякого удивления, как-то по будничному сказала:
– Ну наконец-то.
Оказывается все местные уже знали о происшествии и ждали, когда придут войска, опасаясь вооруженных бандитов. Девушку звали Валя, ей было лет 30. Высокая, стройная и если бы её нормально одеть, сделать прическу и лёгкий макияж, то можно смело назвать красавицей. Но она была, как и все вокруг, похожа на серую мышь. Валентина оказалась бригадиром и отвела наряд, который должен был оставаться в поселке, в общежитие. Выдала постельное бельё и показала, где в сарае дрова и колун. Березовые чурки были не колотые.
Она спросила:
– Дров наколете сами или вам наколоть? А то по ночам уже холодно...
Один из солдат тут же схватил топор, желая показать «молодецкую удаль». Но суковатый берёзовый чурбак не поддался неумелому дровосеку…
Валя вздохнула, что-то тихо сказала про нынешних мужиков, поплевала на ладошки и взяла колун. Казалось, что большие чурки под её ловкими и точными ударами разлетаются сами собой. Сам процесс колки выглядел со стороны не просто красиво, но и сексуально! Посрамлённые «войска» взяли по охапке дровишек и пошли за молодой хозяйкой в общагу…
Я подробно расспросил Валентину где, что и как. На главный вопрос: «А что-то не видно мужиков в посёлке?» – бедная женщина ответила с чувством искреннего возмущения.
– Да лучше бы их вообще не было!? А те алкаши, что есть, с собутыльниками из других деревень с утра пропивают получку на берегу возле переправы. Там магазин. Но лучше туда сейчас не ходить. Все, кто приплыл на лодках, имеют ружья и, конечно, все пьяные. Они ещё час назад палили из всех стволов, как на войне!?
Но службу надо было организовывать, и мы с Якубивым пошли на разведку. Метрах в ста от общежития была пристань и оборудован брод для грузовиков. У причала стоял на приколе паром для людей, скота и легковых машин. Тут же на берегу находился сельмаг.
То, что мы увидели, не выходя из-за дома, напоминало съемочную площадку вестерна «Человек с бульвара Капуцинов», разве что индейцев не хватало. Магазин был деревянный с крытой верандой, небольшой лестницей и походил больше на киношный салун, чем на сельский продмаг. Стояла удивительная тишина и казалось, что банда Чёрного Джека пять минут назад ускакала, оставив за собой одни трупы. На крыльце в разных позах лежали трое: один «ковбой» устроился на ступеньках без шляпы, но с бутылкой в руке, другой свисал на перилах как старый патронташ, босые ноги третьего торчали из-под лестницы, рядом валялась двухстволка и видавший виды ягдаш. Остальная компания расположилась на песчаном берегу и в лодках. Мужики мирно спали на мешках и сумках. Некоторые крепко держали у груди ружья. Патроны и стреляные гильзы валялись всюду. Правда, крови и раненых мы не заметили...
Решили не трогать отдыхающих мужчин – среди них явно не было тех, кого мы искали.
Я поставил задачу на организацию службы розыскному посту на переправе и группе в поселке. Предстояло доставить людей еще на два поста. Надеяться на пьяных охотников было бесполезно.
И тут нам снова повезло: в брод переправился ЗИЛ-157. Прямо к нуждающимся спешила помощь! Мы его остановили, досмотрели и выяснили у водителя, что он едет как раз в самый дальний (нужный нам!) поселок этого-же леспромхоза. С трудом разместил в кабину и в кузов с грузом оставшихся 6 человек. Поставил старшим боевую задачу и отправил действовать самостоятельно – мне в машине места уже не было.
Пошел искать телефон, чтобы доложить в бригаду о выставлении всех постов. Местный «узел связи» находился в крохотной каморке в клубе. Пожилая телефонистка с большим трудом дозвонилась до дежурного по части и передала мне трубку. На другом конце провода долго не могли понять, кто я такой и что мне надо!? Офицер только принял дежурство и его просто забыли предупредить о действиях сводного отряда. В конце-концов доклад мой он принял, чем меня окончательно успокоил.

7. Дух тайги

С чувством исполненного долга я мог искать место для ночлега. Но уходить от переправы не спешил – любовался как солнце медленно опускается за острую гребёнку сказочного леса. Получить полное эстетическое наслаждение мне помешала ещё одна машина, переправившаяся через речку. На этой попутке я добрался до предпоследнего ВРП. Он находился в развалинах старой деревни в полутора километрах от дороги и я успел дойти до него еще засветло.
Огонёк костра возле сарая или амбара на берегу реки я увидел издалека. Настроился «дать разгон» за демаскировку. Но подойдя поближе, понял, что старший выбрал место для поста очень удачно. Сохранившиеся стены амбара закрывали костёр и пункт наблюдателя от реки, как бы с фронта. А место отдыха находилось в яме от бывшего погреба и даже с тыла от посторонних глаз было укрыто.
Выслушав доклад сержанта, я осмотрелся. Берег реки в этом месте был высоким – не менее 20 метров, а противоположный – был ровным, как стол перед «морем тайги». От легкого ветерка это «море» слегка волновалось и шумело. Как-то очень быстро стемнело, взошла полная, яркая луна. Лента реки, струившаяся по каменистым перекатам, напоминала зеркало, разбившееся на тысячи осколков. А иногда казалось, что внизу течет расплавленное, кипящее серебро. Место для наблюдения опытный розыскник выбрал идеальное: излучина реки даже ночью просматривалась примерно на два километра в обе стороны.
Насладившись красотой природы, я расположился с двумя бойцами на отдых. Очень хотелось спать. Ныло все тело, болели стертые ноги. Но разве можно уснуть в такой вечер, да в таком месте, в мужской компании возле костра? Потянулся нескончаемый разговор. Часа через три я уже знал почти всё о роте, об офицерах и о разных забавных случаях.
Время приближалось к полуночи. Луна вдруг выглянула из-за крыши амбара и начала потихоньку на неё «взбираться». И тут произошло то, что можно увидеть только раз в жизни. Мой собеседник, командир отделения, замолчал. Он уставился куда-то вверх. Я тоже посмотрел в том же направлении и у меня перехватило дыхание.
По коньку крыши медленно и сказочно грациозно не шла, а плыла большая кошка.
Яркий лунный свет делал её контрастным персонажем театра теней. Изящные кисточки на кончиках ушей без сомнения указывали, что это рысь! Хозяйка тайги медленно подходила к поднявшемуся из-за крыши ночному светилу, превратившемуся в огромную сырную голову. Чёрная кошка подкралась почти вплотную к луне и села. Мы становились свидетелями, ей Богу, необыкновенного, завораживающего театрального действия. Ожидали, что сейчас дикая красавица поцарапает или укусит рыжую головку сыра. Но на какое-то время действующие лица застыли. Не шевелились и зрители. В моей памяти они так и остались сидеть вдвоем на крыше рядом – Кошка и Луна, о чём-то тихо разговаривая под лёгкий шум серебряной реки...
За десять лет после этого я больше ни разу не видел рыси. И кажется мне, что тогда, в августе 1975 года, сам Дух Тайги приходил познакомиться со мной.
Розыск между тем продолжался еще неделю. За это время я впервые оброс щетиной, весь прокоптился дымом костров. Новенькая полевая форма перешла в категорию «бывшая в употреблении», а офицерская портупея перестала скрипеть. Я сроднился с бойцами. У меня появилось ощущение, что с ними служу уже много лет…
Сняли нас в следующее воскресенье. Сообщили, что преступников ликвидировали на другом направлении. Но я запомнил, что ожидание первого боя по выбросу адреналина в кровь, ни чуть не меньше по силе, чем сам бой.
В понедельник я прибыл в часть задолго до развода. Как положено, представился всем заместителям командира. Подробно о своих действиях и впечатлениях рассказал комбригу. А через полчаса подполковник Литвинов представил меня на разводе личному составу и… объявил благодарность!
Так закончился первый день моей офицерской службы.
Да, в гостинице мне предъявили счет за неделю, которую я там не проживал. И я понял, что слава и деньги не всегда ходят вместе (шутка)...

Майор в отставке Осадчук В.В.,
5 апреля 2020 года, Соликамск.


Продолжение следует. Начало записок здесь:
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1205980.html
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1206341.html

Часто жизнь бывает интересней, чем кино!
Tags: ВПУ МВД СССР, Владимир Осадчук, однокашники, солдатские байки
Subscribe

Posts from This Journal “ВПУ МВД СССР” Tag

  • День внутренних войск - 27 марта

    И были мы похожи друг на друга - В одной тайге, в конвое, на ветру - Чёрствую солдатскую краюху хлеба Не раз ломали с солью по утру... (А. Прусак,…

  • Песни на войне

    Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! (Лебедев-Кумач) Почти фронтовые записки (Из…

  • Пример фронтовиков

    Окрыляет Боевое Знамя Тех, кто служит так, как мы служили. Если кто-то вслед идет за нами, Значит – след мы верный проложили. (Алексей Карев,…

  • День Советской Армии

    Этот праздник по праву мужской, Он несет в себе мир и покой, Так что, с праздником вас, мужики, Будьте счастливы вы вопреки! (Женское…

  • Заметки к 23 февраля

    Годы, словно кони, ускакали... Сердце только памятью и живо! Значит, в душах мы не расплескали Молодость курсантского розлива. (Алексей Карев,…

  • Воскресный тост: За "Beatles!"

    Прекрасны плоды На яблоньке соседской Попробуй вкуси (ироническое солдатское хокку) Впервые слушал запрещённую музыку "Битлз" поздней осенью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “ВПУ МВД СССР” Tag

  • День внутренних войск - 27 марта

    И были мы похожи друг на друга - В одной тайге, в конвое, на ветру - Чёрствую солдатскую краюху хлеба Не раз ломали с солью по утру... (А. Прусак,…

  • Песни на войне

    Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! (Лебедев-Кумач) Почти фронтовые записки (Из…

  • Пример фронтовиков

    Окрыляет Боевое Знамя Тех, кто служит так, как мы служили. Если кто-то вслед идет за нами, Значит – след мы верный проложили. (Алексей Карев,…

  • День Советской Армии

    Этот праздник по праву мужской, Он несет в себе мир и покой, Так что, с праздником вас, мужики, Будьте счастливы вы вопреки! (Женское…

  • Заметки к 23 февраля

    Годы, словно кони, ускакали... Сердце только памятью и живо! Значит, в душах мы не расплескали Молодость курсантского розлива. (Алексей Карев,…

  • Воскресный тост: За "Beatles!"

    Прекрасны плоды На яблоньке соседской Попробуй вкуси (ироническое солдатское хокку) Впервые слушал запрещённую музыку "Битлз" поздней осенью…