Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки... (Наталья Иванова)
Американки и «Красная метель»
(Из воспоминаний Владимира Куликова)
Чем дальше отодвигается прошлое, тем сильнее песок забвения засыпает детали тех или иных событий, которые определяли наше бытие в годы курсантской и офицерской жизни. Но иногда всплывает в моём сознании то, что оставило в душе такие теплые чувства и яркие эмоции, без которых я уже и не мыслю своего прошлого.
Хочу освежить в памяти не занятия по философии, не марш-броски и ночные стрельбы, не хозяйственные работы на строительстве нового корпуса, а два неординарных случая, которые сильно повлияли на моё восприятие жизни.
1. Пуговицы с орлами
На первом курсе, осенью 1971 года, по инициативе кафедры культуры и искусства нас пригласили на съемки фильма «Красная метель» («Молдова-фильм»). Снималась короткая, но очень важная сцена волнений в царском полку. Мне тоже посчастливилось поучаствовать в массовке. Костюмерша выдала нам реквизит: винтовки, шапки и шинели, на которых красовались пуговицы с двуглавыми орлами. Такие пуговицы я видел впервые, как и большинство курсантов из нашей группы. Переодетые в солдатскую форму образца 1907 года, мы выглядели достаточно правдоподобно. Хотелось сфотографироваться на память. Но фото пробы перед съёмками не планировались.
Ассистент режиссера сказала нам: «Ребята, съёмка будет вестись сверху. Вы должны собираться в кучки, энергично жестикулировать и ни в коем случае не смеяться». Было сделано несколько дублей. Съёмочная группа была довольна работой «массовки» и мы, уставшие от беготни с винтовками по плацу, но с чувством выполненного долга, пошли сдавать реквизит.
Костюмерша аккуратно и спокойно принимала шапки и винтовки. Но когда дело дошло до шинелей старого покроя, она чуть не заплакала.
– Ребята, а куда делись пуговицы с шинелей? Зачем вы их оторвали!? – Со слезами на глазах спрашивала сразу всех курсантов пожилая женщина.
Мы уверенно (почти хором) отвечали, что ничего не знаем, наверное, пуговицы были плохо пришиты и оторвались сами. Надо поискать их на месте съёмки. Мне лично и в голову не пришла мысль срезать пуговицу на память. На этом инцидент был исчерпан. И я про него забыл.
Каково же было мое удивление, когда по весне на проспекте Ветеранов я встретил в увольнении одного из наших курсантов, одетого по «гражданке». На нём был джинсовый костюм, а на куртке золотом блестели пуговицы с двуглавыми царскими орлами! Сразу вспомнил, где я видел эти оригинальные аксессуары. Так что пуговицы на съёмках не сами «отлетели», им кто-то «помог» оторваться и устроиться на новом месте. Фамилию «курсанта-модника» называть не буду – Бог ему судья, не я. Столько лет прошло, а вот неприятный осадок остался до сей поры...
2. Моряки и девицы
Летом 1972 года в Советский Союз с официальным визитом должен был прибыть впервые в истории президент США.
По программе Ричард Никсон посещал не только Москву, но и Северную столицу. Задолго до приезда в Питер высокого гостя в огромном выставочном центре на Васильевском острове была развернута (тоже впервые!) американская выставка под названием: «Научные достижения и разработки США». В феврале преподаватели политической и экономической географии решили нас, первокурсников, познакомить с редкой экспозицией для расширения кругозора.
В тот день был сильный мороз и пронизывающий северный ветер. Постояв в шинельках около часа в очереди, продрогнув до костей, мы с радостью зашли в тёплый павильон. Встретили нас в вестибюле две огромные фотографии. Мы невольно остановились.
На первом снимке был изображен президент США в полный рост со своим семейством на лужайке возле Белого дома. Вся дружная компания мило улыбалась, источая оптимизм и радость жизни. Да, наши руководители даже жён своих в те годы не показывали широкой публике, не то, что детей и внуков. Контраст сразу бросался в глаза.
На другой фотографии такого же огромного формата был запечатлён момент высадки американских астронавтов на Луне. У нас были достижения куда скромнее: только «Луноход» прогулялся по поверхности верного спутника Земли. Это был второй яркий контраст и, явно, не в нашу пользу.
В основных залах, на больших мониторах повторялись видео сюжеты о том, как срабатывают подушки безопасности при авариях на легковых автомобилях. Для нас это было в диковинку. На стендах демонстрировались достижения американской прикладной науки, медицины и автомобильной промышленности. Здесь просто «сразил» нас синий лимузин «Линкольн» представительского класса. В его просторном салоне из красного дерева с кожаными креслами чего только не было: и холодильник, и радиостанция, и множество всяких кнопочек, тумблеров, рычажков и ящичков. Но главное – 150 миль в час на спидометре! Чудо, понимаешь: это же почти 200 километров в час. По нашим дорогам – немыслимо!?
И всё-таки больше всего нас поразили не машины, фотографии и видео ролики, а живые американки, стоявшие как манекены возле витрин и стендов. Молодые девушки были маленького роста, страшненькие, закутанные в меха, с толстым слоем «штукатурки» на лицах. Они производили очень жалкое впечатление. В глазах сквозила такая тоска, что поневоле хотелось их утешить и согреть.
Однако впечатление было обманчивое.
Оно улетучилось сразу, как только кто-то из «продвинутых» курсантов на английском языке посоветовал им побыстрее уехать из холодного Ленинграда в жаркий Техас. Наверное, это шутливое обращение прозвучало для дам также, как для американских солдат на Окинаве кричалка из японских протестов, помните: «Янки, гоу хоум!?»
Американки промолчали. Но в заокеанских женских глазах появилась такая ненависть, помноженная на высокомерие, что мне стало не по себе. Захотелось побыстрее покинуть выставку...
Подумалось: возможно, именно так смотрели «американские супермены» на истребляемых без жалости индейцев, корейцев, вьетнамцев и многих других, кого они считали «недочеловеками». Кого можно было жечь напалмом, на чьи города можно было безнаказанно сбрасывать атомные бомбы...
Весною у меня сложилось окончательное и устойчивое мнение об американцах и американках. В Ленинградский морской порт с «визитом вежливости» зашли два фрегата ВМС США. Военных моряков (офицеров и матросов) с этих кораблей я увидел воочию на Невском проспекте. Пьяные, небритые, небрежно одетые, они болтались от одного питейного заведения к другому громко гогоча, жестикулируя, нередко задирая прохожих. Вежливости и культуры этим иноземцам явно не хватало...
Девицы с выставки и моряки с американских фрегатов стали надолго предметом шуток и подколов в нашей курсантской среде. И надо сказать, что лично моё мнение и через 45 лет почти не изменилось в лучшую сторону. Парадоксально, но факт.
Подполковник в отставке Владимир Куликов,
19 мая 2019 года, Ленинград - Александров.
Продолжение следует...
Доброго вечерочка, братья и сёстры!