Не знаю, чему иль кому -
Спасибо, но, может, отчасти
Сегодня - себе самому... (Александр Твардовский)
Продолжаю знакомить вас, дорогие друзья, с зарисовками из книги воспоминаний "Бадеевцы".
Слово предоставим самим курсантам, чью безмятежную юность и лёгкое счастье мирной жизни
и неспешной учебы в элитном военном училище обеспечивали замечательные офицеры-педагоги.
О двух из них повествует выпускник ВПУ МВД СССР майор в отставке Анатолий Балухтин...
Курсанты перед зачётом по плаванию. В центре - Юрий Попов - преподаватель физподготовки. 1972.
Два рассказа о героях
(Из воспоминаний Анатолия Балухтина)
1. Мастер спорта Юрий Попов
Летом 1972 года мы сдавали нормативы по плаванию. Теоретическая часть была освоена: мы основательно познакомились со всеми стилями перемещения на воде. Некоторые из нас уже попробовали себя даже в экстремальном виде спорта. Не раз я наблюдал, как члены секции «моржей» плавали зимой в большой проруби на училищном пруду. Но таких отчаянных смельчаков были единицы. А теперь все курсанты должны на практическом заплыве в открытом бассейне преодолеть вольным стилем 50 метров за одну минуту и получить свою отличную оценку и значок «ВСК» первой степени. Чего уж проще: на улице июль, солнце светит жаркое!
Наш взвод прибыл на двух машинах в Школу милиции в посёлок Стрельна. Здесь имелся стандартный бассейн в 25 метров, на котором легко проводить зачёт. Руководил занятиями на воде мастер спорта старший лейтенант Юрий Попов. Разделись, провели разминку. Первые 5 человек из 33-й группы готовятся.
Преподаватель спрашивает:
– Товарищи курсанты, все здоровы, голова ни у кого не кружится?
– Никак нет! – Хором отвечают ученики, стоящие у бортика, и смеются.
– Отставить смех! – Продолжает руководитель – Все умеют плавать?
– Так точно! – Опять все вместе докладывают курсанты.
– Хорошо. Прошу на старт.
Старший лейтенант Попов достаёт секундомер и приглашает первую смену встать на тумбочки. Свисток и курсанты прыгнули в воду. Пловцы замахали руками и устремились вперёд к отличным результатам. Наша 34-я группа стояла на берегу и подбадривала участников заплыва. И мы заметили, что одна дорожка-то пустая!? В этот момент в метрах пяти или шести от старта показалась чья-то голова над водой, человек закричал, взмахнул руками и снова ушёл под воду.
Преподаватель, как был в спортивном костюме и кроссовках, так и бросился на помощь к тонущему курсанту. Вытащил на берег огромное обмякшее тело – оно принадлежало сержанту Анатолию Горобцу. Мы помогли вынести незадачливого пловца в тень и стали приводить в чувство. Подбежал и фельдшер. Дал понюхать нашатыря. Сержант закашлялся и смог говорить. Жизни его уже ничего не угрожало.
Юрий Иннокентьевич спросил:
– Анатолий, почему ты не сказал, что не умеешь плавать?
– А я подумал, что эти 25 метров как-нибудь перенырну… Стыдно было сознаваться, что до сих пор не научился плавать… – Заикаясь пролепетал Горобец.
Преподаватель остановил занятие. Собрал взвод и определил новый порядок сдачи зачёта. Теперь перед зачётным заплывом смене давалась тренировочная попытка проплыть 25 метров. И руководитель на слово уже никому не верил, а проверял на практике навыки пловца у каждого курсанта.
Для меня же лично поведение Юрия Иннокеньевича Попова в критической ситуации стало примером проявления героизма и самоотверженнсти. А Толя Горобец потерял всякий авторитет в нашем взводе.
2. Отважный стрелок майор Налеушкин
Как будущие офицеры, мы с большим удовольствием изучали оружие и боевую технику.
Выезд на стрельбище – всегда праздник для курсантов с предвкушением какого-то приключения.
К началу второго курса мы уже успели пострелять из малокалиберной и снайперской винтовки, пистолета Макарова и автомата Калашникова, из ручного гранатомёта и ротного пулемёта…
Офицеры кафедры огневой подготовки имели среди курсантов большой авторитет, как универсальные солдаты, владеющие навыками стрельбы из всех видов оружия. В нашем взводе вёл занятия по этому предмету майор Налеушкин. Коренастый, подтянутый, грамотный офицер был прекрасным стрелком и общительным человеком, любившим пошутить. Меня он помнил ещё с абитуриентских сборов и обращался ко мне на занятиях примерно так:
– А на этот вопрос нам ответит бывший матрос-акустик Анатолий Балухтин!
Это сразу снимало напряжение в классе, создавало атмосферу доброжелательности и помогало курсантам лучше усваивать сложный теоретический материал. На стрельбище – там уже было не до шуток и преподаватель был очень строг, собран и требователен. Никаких вольностей на огневом рубеже не допускал сам и не позволял ученикам.
Тот выезд на стрельбище, о котором пойдёт речь, был особым. Нам предстояло боевое гранатометание. Каждый курсант индивидуально должен был имитировать движение в атаку и перед траншеей противника за 20-30 шагов бросить туда гранату РГД-5. Разлёт осколков этой наступательной гранаты при взрыве имел радиус не менее 15 метров. Важно не ошибиться!
Командир взвода лейтенант Витольник нас вооружил по полной боевой: к автомату и шанцевому инструменту мы получили подсумок для гранат и металлическую каску. На учебном центре курсантов ещё раз проинструктировали и показали, как нужно действовать при метании боевой гранаты. На предыдущем занятии мы бросали болванки в составе отделения и навыки уже имели.
Первыми выполняли упражнение курсанты 33-й группы. Всё шло хорошо. Наша 34-я группа стояла в двухшереножном строю примерно в 100 метрах от траншеи и внимательно наблюдала за происходящим. Очередное отделение отметало без замечаний и задержек: взрывы гремели, бойцы кричали «Ура!» и благополучно возвращались на исходное положение. Подошла очередь действовать на огневом рубеже сержанту Горобцу.
Анатолий ринулся в атаку. Сделал две-три короткие очереди по противнику из автомата и стал готовиться к броску. Нужно было взять оружие в левую руку, достать из подсумка гранату, указательным пальцем левой руки выдернуть кольцо и бросить гранату в траншею. Сержант всё сделал правильно, только граната почему-то не улетела к противнику, а упала в сторону всего в 5 шагах от Горобца прямо перед преподавателем!?
Налеушкину раздумывать было некогда. Он мощным прыжком сбил с ног курсанта и накрыл его собой. Взрыв прозвучал в полной тишине – мы просто оцепенели!? И через секунду, без команды бросились к лежавшим на поле офицеру и курсанту.
Отряхивая землю, они потихоньку поднимались. Майор Налеушкин молчал. Сержант Горобец, оглушённый близким взрывом, растерянно смотрел по сторонам, не понимая, что произошло. К нашей радости ранений от осколков оба не получили. Занятия после паузы и короткого дополнительного инструктажа были продолжены…
Был ли замечен этот героический поступок преподавателя в училище, я не знаю. Но наш взвод запомнил подвиг майора Налеушкина на всю оставшуюся жизнь. Офицеров, за действия по спасению подчинённых, обычно представляли к государственным наградам. Может быть и наш отважный педагог получил медаль или орден, но я об этом не слышал.
А сержанта Горобца через неделю всё-таки отчислили из ВПУ МВД СССР.
Майор в отставке Балухтин А.М.
20 апреля 2020 года, Ленинград – Минск.
Вспомним добрым словом простых советских офицеров -
скромных героев мирного времени...